ДК ЗЛК, правое крыло, 2 этаж,

каб. 207, 210, 212, 214.

Голосование

Считаете ли Вы необходимой подготовку ребенка к школе?

Загрузка ... Загрузка ...

Психолог

Уважаемые родители!

Конечно, Вы не любители теории — это нудно читать и в ней не видно Вашего конкретного ребенка. Но я рискну поместить на этой странице именно теретический материал и именно для родителей, т.к. предпочитаю идти к решению проблемы по правилу «От общего к частному».
Мне достаточно известен круг интересов родителей в вопросах воспитания и обучения школьников, поэтому выложила материал по своему выбору, исходя из опыта общения с родителями. Надеюсь, что и Вы зададите мне свой вопрос, на который я обязательно дам ответ при нашей личной встрече. И тогда это будет уже предметный разговор. Если Вам будет интересно узнать, что думают ученые — педагоги и психологи — по Вашей проблеме, обязательно скажите мне, я подберу материал по теории вопроса.

К проблеме воспитания детей в семье

Воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям. Наиболее существенные из них образуют три групп факторов, приводящие к невротизации детей.
К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны отношений родителей (проекция личных проблем родителей на детей):
1. во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, т.е. их отношение носит реактивный характер. Уже не раз мы упоминали о гиперопеке матери, основанной на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей, а также о бесчисленных замечаниях и педантичном предопределении образа жизни детей, исходящем из мнительности и чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.
2. другая особенность родительского отношения – это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознаются должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так, что родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем больше степень невротических нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.
3. отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.
4. не могут родители и стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием.
5. проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношениях с детьми. В воспитании недостает душевной щедрости, широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъектурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.

Факторами второго порядка неправильного воспитания (недостаточные знания родителей о способах воспитания детей) будут:
1. непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может…
2. неприятие детей. Под эти подразумевается, с одной стороны, нежелание ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще «не ждали», а также несоответствие его пола, ожидаемому родителями. С другой стороны, это неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Неприятие – одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежелательной беременностью. Неприятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения матери. Наиболее часто неприятие проявляется у матерей с истерическими чертами личности главным образом из-за подчеркнутого эгоцентризма. Объясняется это тем, что сама мать находится как бы в психологической позиции вечного ребенка и не может адекватно воспринять эмоциональные проблемы ребенка.

Неприятие первенца более свойственно молодым матерям с еще не сформировавшимся чувством материнства. Вторые дети имеют больший риск быть непринятыми у более старших матерей.

Неприятие проявляется:
• недостатком грудного вскармливания или ухода за ребенком,
• ранним поступлением ребенка в ясли, особенно в ночные группы, или передачей родственникам или няням,
• непридания значимости таким фактам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства,
• постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольства и раздражения в отношениях с детьми,
• преобладанием отрицательных оценок в восприятии характера ребенка,
• недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением и игнорированием их возрастных возможностей и потребностей,
• чрезмерными разрешениями типа попустительства или строгим, нередко формальным отношением.

3. негибкость родителей в отношениях с детьми выражается:
• недостаточным учетом ситуации, момента,
• несвоевременным откликом,
• фиксацией проблем, застреванием на них,
• трафаретностью, заданностью, запрограммированностью требований,
• отсутствием альтернатом в решениях,
• предвзятостью суждений,
• навязыванием мнений.

Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическим состоянием родителей. Из характерологических проявлений обращают на себя внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутриличностной напряженности и эгоцентризма.

4. неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком, наоборот, избыток – недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
5. непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, создающий эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.
6. несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы третьего порядка (неумение родителей управлять своими эмоциями в процессе воспитания):
1. аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из-под контроля эмоциями. Максимум эмоциональной несдержанности проявляют матери с холеристическим темпераментом, подчеркнутым их невротическим состоянием. Здесь на первый план выступает нетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность, которая аыполняет роль своего рода предохранительного клапана, уменьшающего непереносимое для матери внутреннее напряжение. А потом она жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося его с первого раза. Но, чем больше она настаивает, повышает голос и переходит на крик, тем более возбудимым или затормодженным становится ребенок, уже объективно неспособный усваивать требования матери.
2. тревожность в отношении с детьми выражается:
• беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу
• стремлением чрезмерно опекать ребенка
• не отпускать его от себя
• предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери
• «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям
• Непереносимотью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все сделать для реюенка заранее
• Сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесяисленные советы и рекомендации.

При высокой невротической тревожности родители обычно лишены жизнерадостности и оптимизма, никогда не смеются, и им кажется, что с ребенком обязастельно случится плохое, неприятное, ужасное и непоправимое. Этот страх за ребенка часто приобретает навязчивый характер, когда родители пытаются бесконечными советамии, предостережениями и запретами создать видимость благополкучия, порядка, которого нет в душе у них самих, и тем самым уменьшить на время свой высокий уровень беспокойства. Собственно говоря, и вся основанная на тревожности гиперопека преследует эту же цель – уменьшить внутреннее беспокойство посредством защитных мероприятий, предвосхищающих беду, несчастья, т.е. она выступает как комплекс нывязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителей в личной безопасности.
Отцам более свойственна не тревожность, а мнительность, выражаемая постоянным сомнением, колебаниями в правильности своих действий или педантичным, опять же защитно-компенсаторным отношением к ребенку. Вместе это указывает на тревожно-мнительный аспект отношений родителей, их внутреннюю, иногда тщательно скрываемую неуверенность в себе, исходящую из противоречивости их личности, неустойчивой или заниженной самооценки.
Тревожность типична и для родителей с гиперсоциализированными чертами личности, болезненно заостренным чувстом долга, обязанности, стремлением соответствоать общепринятым стандарта и нормам. Эти родители постоянно опасаются не успеть, сделать что-либо не так, не то в воспитании детей, что способствует их псиъхическому заражению бемпокойством. Более того, непроизвольно для себя родители способствуют своими тревожными опасениями и предчувтсвиями появлению у детей как раз тех расстройств,от которых они пытались во что бы то ни стало их уберечь.

3. Доминантность в отношениях с детьми означает:
• Безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения
• Категоричность суждений, приказной, повелевающий тон
• Стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя
• Навязывание мнений и готовых решений
• Стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности
• Использование принуждения и репрессивных мер, включая физическиие наказания
• Постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все по-своему.

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме. Часто в семье разгораются настоящие баталии по поводу сна, еды, режима дня, что, однако, не приводит к победе на одну из сторон, оборачиваясь нервными срывами и усталостью всех участников конфликта.
4. Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный без учета индивидуальности ребенка характер. Присущи ей и элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренности и непосредственности в выражениях чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов.
Гиперсоциализированный характер воспитания включает в себя:
• Повышенную принциипиальность в отношениях с детьми, когда принцип подменяет чувство, живое, непосредственное общенин, когда родители не позволяют себе расслабиться, пошлутить, улыбнуться, лишний раз пойти навстречу, когда они, боясь «испортить» ребенка, не проявляют открытую любовь к нему
• Чрезмерную требовательность
• Навязывание детям большого количества правио и условностей, чтобы они вели сеья всегда и во всем правильно, безупречно, так, как нужно. Подобное «обязование» перечеркивает непосредственность выражения эмоций, детский шум, веселье, жизнерадостность и спонтанность. Вместо этого развивается озабоченность, подавленность, боязнь сделать что-либо не так или не то, и любое непредвиденное стечение обстоятельств может надолго вывести ребенка из равонвесия.
• Большей частью ьеспочвенное морализирование, когда ролдители стыдят детей,
• Непомерно большое количество замечаний и порицаний, которые в конце концов перестают оказывать действие, вызывая у детей состояние возбуждения или торможения,
• Нетерпимость к слабостям и недостаткам, когда родители не прощают оплошностей, не идут на компромиссы, а занимают жесткую позицию борьбы с большей частью мнимыми, кажущимися пороками и недостатками ребенка. Фактически же родители воюют с собой, пытаясь устранить то, с чем сами не могли справиться раньше.
• Отношение к детям как к взрослым, повышенная требовательность, принципиальность, большое количество навязываемых детям обязательств, морализирование и нетерпимость. Такое отношение вызвано и стремлением родителей с завышенным уровнем притязаний как можно быстрее психически развить рабенка, чтобы он во всем соответствовал их односторонне понятым критериям личного и социального благополучия. Часто эти родители излишне рационально подходят к эмоциональным проблемам детей и негативно относятся к игре, считая ее пустым, бесцельным времяпрепровождением. Вместо игры они наполняют жизь ребенка односторонними интеллектуальными занятиями, нетерпимо воспринимая любые его промахи и неудачи, несоответствие своим завылшенным требованиям и ожиданиям. Подобный рационализм затрудняет развитие образного, гибкого мышления, и ребенок, часто изолированный от общения со сверстниками, начинает испытывать настоящие трудности в играх с ними. И хотя он много знает, ему трудно вести себя непринужденно в новой, непривычной или неожиданной ситуации общения.

5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:
• Настороженнностью и подозрительностью в отношении перемен
• Недоверчивостью к собственному мнению ребенка
• Неверием в его самостоятельность
• Чрезмерной регламентацией образа жизни
• Перепроверкой действий ребенка
• Избыточной и часто мелочной опекой
• Многочисленными предостережениями и угрозами.
Нередко недовение к возможностям детей приобретает характер убежденности типа: «Он никогда и ничего не далает, так как надо!». В нигилизме подобного рода может проявляться неприятие детей, раздражение взрослых, их недовольство и властный, не терпящий возражения характер. В таких случаях дети легко заражаются этими чувтсвами и переносят их в какой-то мере на отношения со сверстниками, что создает проблемы в установлении искренно-дружеского, непосредственного общения.
6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение, аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами:
• Повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства
• Властнстью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликными отношениями и т.д.
• Часто у родителей проявляется отзывчивость «НАОБОРОТ», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказываются эмоционально-глухими в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую. Трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать.
• Неотзывчивость преимущественно со стороны матерей оказывает большое патогенное действие в первые годы жизни детей, создавая эффект психической депривации.

7. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами:
• Аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью
• Тревожность – с доминантностью
• Завышенные требования – с родительской беспомощностью.

Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.

В заключение отметим, что неврозы у детей не возникают, если родители справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к нуждам и запросам, просты и непосрественны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

С уважением и надеждой на дальнейшее плодотворное сотрудничество,

Пономарёва Галина Михайловна — педагог-психолог

Новости

Календарь событий


« Сентябрь 2017 »
Mo Tu We Th Fr Sa Su
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30